» » Присяга чиновников: в одну и ту же воду нельзя вступить дважды

Присяга чиновников: в одну и ту же воду нельзя вступить дважды

Одной из новаций в борьбе с коррупцией в настоящее время явилась разработка процедуры и принятия государственными служащими присяги, причем и новичками госслужбы, и теми, кто уже принят на работу, а также предполагается, что эта процедура станет обязательной для муниципальных служащих.
 
Рассмотрим данную ситуацию, определив отдельные аспекты и значение такой процедуры:

Во-первых, следует отметить, кто в настоящее время уже принимает  присягу. Сразу, на память приходит торжественная присяга Президента России, при вступлении в должность, и эта процедура – важнейшая составляющая безопасности государства, российского народа, человека и гражданина. Президент является гарантом Конституции РФ, и в этом заключается обещание главы государства все силы, знания, в иногда и жизнь, отдать на благо государства. Близким по содержанию, можно отметить присягу военнослужащего, который после ее принятия связан с государством уголовным законодательством, в соответствии с которым,  в мирное либо военное время отвечает в полном объеме за совершенные им действия.

Во-вторых, обратимся к практике принятия присяги выборными лицами, по своему статусу приравненными к государственным служащим. Совершенно напрасно исключать их этого списка должности министра, заместителей министра, директоров департаментов, заместителей директоров департаментов, специалистов и других по списку. Согласно действующему законодательству, председатель правительства, его заместители и министры не являются государственными служащими, но тогда и не будем их к госслужащим приравнивать, и приносить присягу им не придется, тогда для этой категории следует подготовить «особые процедуры».
 
 
Если рассматривать эту процедуру в субъектах федерации и органах местного самоуправления, то картина однородная, выборные лица, практически поголовно приносят присягу. Каждый губернатор, президент республики, глава муниципального образования, глава администрации муниципального образования всех уровней (от района до сельского поселения) при вступлении в должность произносят различные по содержанию клятвы. Результаты этих клятв широко известны. Таким образом, применение норм морали в правоприменительной практике весьма проблематично, а фактически никакого значения не имеет, когда чиновник привлекается уже к уголовной ответственности и отбывает наказание в тюрьме. Рассматривая текст такой присяги, очевидно, что она направлена на обещание по территориальности, а как общеизвестно, в соответствии со ст.12 Конституции РФ местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, а соответственно имеет собственные полномочия и обязательства, и принимать присягу как госслужащий не может.
 
Таким образом, видимо содержание присяги должно быть иным, а обещание служить интересам граждан, соблюдать Конституцию, законодательство, избегать личной заинтересованности и не допускать коррупционных действий – слишком общо и не отражает особенностей полномочий муниципального служащего, действующего под свою ответственность и в интересах отдельного муниципалитета.

В-третьих, вероятно, следует упорядочить процедуру и содержание присяги в отдельных федеральных исполнительных органах, в том числе в правоохранительных. В частности, например в законодательстве о прокуратуре, следственных органах, службе судебных приставов непосредственно в тексте закона указывается процедура и содержание присяги отдельных должностных лиц либо всех сотрудников, в других силовых ведомствах имеются отсылочные нормы к ведомственным нормативным актам, регулирующим этот вопрос. Таким образом, можно сделать выводы: требуется единый закон о статусе сотрудника правоохранительных (силовых) органов, в котором и определится с присягой и установить перечень органов, поименованных правоохранительными (силовыми).

В-четвертых, определенное количество государственных служащих также принимают присягу, вступая в должность. Например, такая практика распространена для вице-губернаторов, которые обычно на заседании законодательного органа субъекта федерации, произносят присягу. Жаль, но это никакого воздействия на многих их них не получило. Отчасти, потому, что не связано с тем, что  нарушение данной присяги будет вести к дисциплинарным последствиям. Обратимся к дисциплинарной ответственности, и тому пробелу в законодательстве, который сохраняется как в действующей редакции КоАП, так и в проекте. Из действующей редакции «незаметно» было исключено понятие «проступка», которое применялось именно к должностным лицам, а новая редакция не содержит даже понятия коррупционного правонарушения,  в том числе для юридических лиц. Поэтому пожелание о дисциплинарных последствиях останется только на бумаге.

В-пятых, весь депутатский корпус субъектов федерации и всех уровней местного самоуправления принимает присягу. Однако, это не является сдерживающим фактором для избранников народа. Особо следует рассматривать присягу в судебных органах, но и в «независимой ветви власти» имеются ньюансы, в частности следует уточнить - кому присягают мировые судьи, над головой которых реют флаги Российской Федерации и субъекта федерации? Законность Рязанская, Новгородская, Московская…

И, последнее, опасность применение заимствований в международном праве и законодательстве отдельных правовых систем государств. Например, использование заимствований из законодательства КНР, может привести к дальнейшему нивелированию института присяги и ее этическому обесцениванию. И здесь не столько важна процедура присяги, сколько знание национального законодательства о противодействии коррупции.
 
Национальное законодательство Китая не имеет кодифицированного акта об административной ответственности, но в отличии от российского уголовного права, не имеющего квалифицированного признака коррупционного преступления, в УК КНР, прописан институт коррупционного преступления. Видимо следует изучить законодательство и практику применения присяги в Казахстане, Беларуси и других странах, с учетом особенностей нормотворчества и условий правоприменения.

Повторная присяга, не столько не будет носить предупредительный характер, а наоборот будет расхолаживать служащего. Имеется еще определенный объем нормативных актов, регулирующих присягу, принимаемую по профессиональному принципу, например, присяга нотариуса, адвоката, врача, что также требует дополнительного изучения и регулирования, использования этических норм в праве. Однако, безосновательное заимствование норм международного либо национального законодательства других стран, не приведет к положительному криминологическому результату, в том числе в борьбе с коррупцией.

Любовь Андреева, старший преподаватель Новгородского филиала СГА, аккредитованный Министерством юстиции РФ эксперт по антикоррупционной экспертизе, к.ю.н. - специально для портала korrossia.ru

Дата публикации: 14-06-2016, 16:50

Сайт «Всё о коррупции в России» (Everything about corruption in Russia) зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 56587 от 26 декабря 2013 года. Учредитель: АНО «НИИ проблем коррупции». Редактор: Алексей Смирнов. Адрес редакции для почты: 142701, МО, Видное, ПЛК д.3, а/я 1200.
E-mail:korrossia@yandex.ru

Лица, являющиеся источником информации, несут полную ответственность за точность приведенных фактов.Все права на материалы, опубликованные на сайте www.korrossia.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов www.korrossia.ru активная ссылка на источник обязательна. Рекламируемые товары и услуги подлежат обязательной сертификации. Материалы с пометками «На правах рекламы» публикуются на коммерческой основе. {links1}{links2}{links3}