» » А подарите чиновнику подарок…

А подарите чиновнику подарок…

Вновь актуален вопрос о регулировании соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в частности касающихся получения подарков. С появлением на свет человек окружен подарками, положительный акт дарения связан с днем рождением, юбилеями, праздниками, наступлением Нового года и т.д. Государство признает ценные подарки, вручаемые ответственными лицами по определенным поводам, в том числе чаще всего чиновникам. Правосознание общества положительно реагирует на акт дарения: с детства ребенок получает подарки, затем его успехи в учебе отмечаются подарками, затем ценными подарками на работе, юбилейными и иными подарками по случаю, установленному государством.

Изучая феномен «коррупция» следует признать, что это сложное явление, неразрывно связанное с историей человеческой цивилизации с самых древних времен, о чем свидетельствуют сочинения по искусству государственного управления в религиозной и юридической литературе древних цивилизаций Египта, Вавилона, Иудеи, Индии и Китая. Вместе с тем, коррупция и дарение тесно связаны между собой. Упоминание о коррупционных действиях встречается в трудах Платона и Аристотеля, а так же в источниках античного периода. В частности, в период становления российской государственности, яркое проявления коррупционности были связаны с Золотой Ордой, когда русские князья с подарками приезжали к хану для получения ярлыка на правление. Таким образом, зарождалась легальная коррупция «подарков». В этот же период возникает институт «кормления» - древнерусский институт направления главой государства (князем) своих представителей (воевод, наместников) в провинцию без денежного вознаграждения. Население региона не скупилось на подношения и «кормило» наместника, вероятнее всего, в этом заключались исторические корни коррупции – подносить по древнему обычаю подарки вождям, жрецам, наместникам, с целью добиться их расположения, в знак уважения чиновнику за выполненную работу. В дальнейшем «почесть» трансформировалась в «посул», мздоимство и лихоимство, которые описаны в Двинской уставной грамоте и Псковской судной грамоте. 
Государи в истории Руси неоднократно пытались законодательно ограничить коррупцию, но успеха не имели. Без взятки (подаяния) нельзя было продвинуть дело, и поголовное взяточничество существовало не только в судах, но и в правительственных учреждениях. Брали деньгами, продуктами, брали через жен, секретарей и других подставных лиц; брали губернаторы, председатели губернских правлений, гражданских и уголовных палат, брали и в Сенате. Все  это узаконилось, вошло в обычай, и проситель никогда не приходил в присутственные места с пустыми руками. Если он был беден, то и тогда приносил полотенце, чашку меду, большой пряник, а иногда и просто хлеб. 

В современном мире люди делают друг другу различные подарки, среди которых часто встречаются дорогостоящие и ценные.  Общеизвестно, что дарение – это один из самых старейших договоров гражданского права, выделенный в отдельный вид договорных обязательств в гражданско-правовой системе. Многовековая история договора дарения исчисляется со времён римского права, имеет богатые традиции в российской дореволюционной цивилистике.  Предметом дарения выступают как вещи, передаваемые в собственность, так и различные имущественные права. Кроме того, процедура дарения может быть консенсуальной сделкой, то есть обещанием подарить что-либо в будущем. Наконец, одним из самых важных доводов в пользу признания дарения полноценным договором гражданского права является необходимость получить согласие одаряемого на принятие дара. Данные аргументы сохраняют свою актуальность и лежат в основе современного понимания договора дарения. 

Во времена императорской эпохи римского права договор дарения, в том числе так называемое дарственное обещание, являлся типичным договором и имел законодательную защиту, не зависимо от формы его заключения. Исключением были лишь только договоры дарения, составленные на определённую сумму. Договор не признаётся дарением при наличии встречной передачи права, вещи либо встречного обязательства. 
Следовательно, время заключения договора дарения может не совпасть с моментом перехода права собственности. Процедура дарения основана на обоюдном соглашении и рассчитывает на согласие одаряемого принять предложенное. Вместе с тем, законодателем установлен специальный режим для передачи вещи с ограниченной оборотоспособностью, например, оружия, и нормы запрещают заключать договор дарения в отношении вещей, изъятых из оборота. 

ГК РФ регламентирует договор дарения в качестве реального и допускает возможность существования консенсуального договора дарения. Консенсуальный договор дарения порождает обязательство передать какое-либо имущество одаряемому в тот момент, который не совпадает с моментом заключения договора, а именно в будущем. Реальный и консенсуальный договоры дарения имеют весомые различия, затрагивающие практически все аспекты функционирования отношений дарителя с одаряемым. Выделяется закономерность, что большая часть норм главы 32 ГК РФ регулирует реальные договоры дарения или только обещание подарить, а сумма общих норм, распространившихся на все виды дарения, минимальна. Однако только лишь безвозмездный характер объединяет все разновидности договора дарения. Договор дарения имеет сложный предмет, который представляет собой имущественная ценность. Таким образом, критический взгляд к гражданским отношениям по определению предметов, которые становятся подарками, излишнее, так как указанные предметы требуют регулирования в других отраслях права. Таким образом, установленное ограничение для подарка в размере 3 тыс.руб. является обоснованным. Вместе с тем, следует учитывать и другие признаки дарения, а именно увеличение имущества одаряемого. 
Следует также квалифицировать случаи дарения «простых» подарков, не превышающих 3000 рублей, а так же договоры дарения, охватывающие мелкие бытовые  сделки. Отсутствие определенного объема «простых» подарков дает широкие возможности установления коррупционных отношений. Сумма 3000 руб. ограничивает стоимостное выражение одного подарка, но отсутствуют временные и суммированные пределы дарения. Например, в течение календарного года или даже отдельного дня, субъект имеет право принять неограниченное количество «простых» подарков. Следовательно, требуется регламентировать не только сумму одного подарка, а сумму, на которую может увеличить имущество одаряемого в течение года. В частности, например, такая сумма может быть определена в размере 15000 руб., но в этом случае необходимо установить учет всех подарков без исключения. Сумма «простых» подарков, полученная одаряемым в течение года, может быть декларирована в сведениях о доходах, а учет таких подарков – в электронной форме.

Законодатель в гражданском праве прямо запрещает дарение работникам социальной сферы (лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и так далее) – гражданами, присутствующими в них на лечении, воспитании или содержании, супругами и родственниками таких граждан, за исключение простых подарков. Однако, понятие «простого» подарка не связано с суммой подарков, так и с выполнением отведённой трудовую функцию на основании трудового договора, заключённого между гражданином и учреждением, в том числе действует в отношении подарков для государственных служащих и служащих органов муниципальных образований вследствие их должностного положения или исполнения ими служебных обязанностей. Норма  ч. 3 ст. 575 ГК РФ по сути своей декриминализует предусмотренные ст. 290 и 291 УК РФ деянии – получение и дачу взятки, если это «обычный подарок». Норма ст. 575 ГК РФ рассматривает передачу такого дара государственному и муниципальному служащему в качестве правомерного действия, а значит, исключает его преступность. Вместе с тем, для урегулирования этой коллизии достаточно указать определение «Взяточничества», сосредоточив все составы в статье 290 УК РФ.

Существует вероятность неоднократной передачи должностному лицу таких обычных подарков в связи с его служебной деятельностью. При этом, вроде бы не большая стоимость дара, как три тысячи рублей, может в конечном итоге составить значительную сумму.  В этом случае как однократное, так и неоднократное совершение правомерных действий (ч. 3 ст. 575 ГК РФ) не может образовать объективную сторону состава преступления. В данном случае практически снимается какой-либо верхний предел общего размера взяток в качестве «обычных подарков». На основании этого, можно утверждать, что дополнение в Федеральный закон «О противодействии коррупции», ограничивающее предел суммы получения «обычного» подарка позволит установить объем увеличения блага, например, за год в сумме 15000 рублей. Такая концепция федерального закона будет способствовать конкретизации понятия получения простых подарков «в командировке» и «на протокольном мероприятии». Однако, следует учитывать, что «простое» дарение обусловлено морально-этическими соображениями, и урегулированные отношения по поводу подарка в определенной степени легальны, чем отношение превращается во взятку. Подарки, полученные гражданским служащим на протокольном мероприятии,  признаются федеральной собственностью  и собственностью субъекта Российской Федерации.  

Например, принятие подарков или знаков внимания от аудируемого лица может создавать угрозы личной заинтересованности и близкого знакомства например,  работниками ОАО РЖД в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей. Однако, механизм передачи в собственность Российской Федерации и включения в реестр федерального имущества подарка, полученного работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, но при этом не обладающих государственной формой собственности, пока не определен, а разъяснения и методические рекомендации носят подзаконный характер. Отдельные ведомства дают собственное определение понятия подарка, полученного в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды). 

Таким образом, во многом условия получения «простого подарка» весьма размытые, в отдельных оценках противоречат друг другу. Например, в случае если подарок получен во время служебной командировки, уведомление представляется не позднее трех рабочих дней со дня возвращения служащего, получившего подарок, из служебной командировки, но командировка может быть длительной или краткосрочной, когда в таком случае следует направить уведомление о получении подарка. Вызывает  сомнения процедура определения стоимости подарка. Сведения о рыночной цене подтверждаются документально, а при невозможности документального подтверждения - экспертным путем, например, затем подарок возвращается сдавшему его лицу по акту приема-передачи в случае, если его стоимость не превышает три тысячи рублей. Оценка стоимости подарка для реализации (выкупа) осуществляется субъектами оценочной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, требуется провести торги, а в случае если подарок не выкуплен или не реализован, принимается решение о повторной реализации подарка, либо о его безвозмездной передаче на баланс благотворительной организации, либо о его уничтожении в соответствии с законодательством Российской Федерации. В цепочке реализации подарка множественность регламентных норм и иных правоустановлений чрезвычайно усложняют процесс реализации подарка. Эта ситуация, возможно, схожа с правилами работы с вещественными доказательствами в правоохранительных органах.

Жесткий запрет действует в отношении гражданских служащих в законодательстве о госслужбе. Гражданским служащим запрещено в связи с исполнением должностных обязанностей получать вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, иные вознаграждения). Такие подарки гражданские служащие не могут принимать даже для последующей их передачи в собственность государственного органа. Исключение сделано лишь для подарков, получаемых гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями.

Таким образом, гражданскому служащему, осуществляющему в отношении организации контрольно-надзорные функции, по сути, запрещено получать любые подарки от организаций и ее представителей. В связи с этим, сотрудникам организации рекомендуется воздерживаться от предложения и попыток передачи проверяющим любых подарков, включая подарки, стоимость которых составляет менее трех тысяч рублей.

На бытовом уровне, в повседневной жизни, каждый день совершается большое количество дарений без каких-либо следов истребования согласия одаряемого на принятие подарка. Впрочем, даже самые обыденные представления не исключают права отказа одаряемого от принятия такого подарка. К мотивам для такого отказа можно отнести испорченные отношения между дарителем и одаряемым, дороговизну подарка, понимание одаряемым, что за подарком последует просьба дарителя направленная на совершения каких-либо нежелательных (для одаряемого) действий, и тому подобное. 
Урегулирование вопросов дарения, объема передаваемого имущественного блага, субъектов дарения и порядок регистрации подарков, в том числе «простых» или «обычных» подарков требует от законодателя дальнейшего урегулирования этих правоотношений и тем самым противодействия коррупции.

Любовь Андреева, старший преподаватель Новгородского филиала СГА, аккредитованный Министерством юстиции РФ эксперт по антикоррупционной экспертизе, к.ю.н. - специально для портала korrossia.ru
Дата публикации: 17-06-2016, 08:25

Сайт «Всё о коррупции в России» (Everything about corruption in Russia) зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 56587 от 26 декабря 2013 года. Учредитель: АНО «НИИ проблем коррупции». Редактор: Алексей Смирнов. Адрес редакции для почты: 142701, МО, Видное, ПЛК д.3, а/я 1200.
E-mail:korrossia@yandex.ru

Лица, являющиеся источником информации, несут полную ответственность за точность приведенных фактов.Все права на материалы, опубликованные на сайте www.korrossia.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов www.korrossia.ru активная ссылка на источник обязательна. Рекламируемые товары и услуги подлежат обязательной сертификации. Материалы с пометками «На правах рекламы» публикуются на коммерческой основе. {links1}{links2}{links3}