» » Совет Федерации "разоблачили"

Совет Федерации "разоблачили"

В нынешнем виде Совет Федерации – не власть, не оппозиция и не Палата регионов

 

 

 

 

– В нынешнем виде Совет Федерации – не власть, не оппозиция и не Палата регионов. Он просто не является инструментом участия региональных элит в управлении страной, – считает Сергей САПРОНОВ, к.ю.н., директор НИИ проблем коррупции. По его мнению, если считать Совет Федерации реальным органом власти, надо, чтобы у него были хоть какие-то полномочия, отличные от полномочий Госдумы.

Напомним, 27 июня 2012г. Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроекты о новом порядке формирования Совета Федерации и о внесении изменений в статус члена Совета Федерации. Сергей Сапронов прокомментировал нашему изданию историю и перспективы этих законопроектов главы государства.

– Почему, на ваш взгляд, власть решила изменить схему формирования верхней палаты парламента?

– Первый президент Борис Ельцин 15 лет назад, после конфликта, приведшего к силовому разгону Верховного Совета, завел в стране вторую, причем верхнюю (формально даже главную), палату парламента, чтобы она отчасти балансировала резко оппозиционную по отношению к главе государства Госдуму.

Напомню, что одна из первых законодательных инициатив на посту второго президента России, которая касалась верхней палаты парламента, принадлежит Владимиру Путину. Правда, он действовал в прямо противоположном ключе законопроекта 2012 г – Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов и глав местных заксобраний, а из их представителей. Тогда-то, собственно, кресла в верхней палате стали заниматься не по принципу региональной оседлости, а по принципу договороспособности с тем или иным губернатором или главой заксобрания.

Владимир Путин практически сразу после вступления в должность президента понизил статус сената, заменив губернаторов и глав заксобраний их представителями. А когда второму президенту России удалось решить проблему Госдумы, обеспечив в ней прочное пропрезидентское большинство, политический смысл Совета Федерации отпал вовсе. Он, как и Дума, безропотно штамповал все законопроекты исполнительной власти, но при этом даже формально перестал быть органом, через который регионы могут решать свои местные проблемы с федеральной властью. А отказ от всенародных выборов губернаторов окончательно сделал положение Совета Федерации в российской системе власти абсурдным.

Губернаторы  напрямую завесили от Администрации Президента и свои вопросы решали только там или в правительстве. Зато при Путине-президенте сенат окончательно превратился в место, куда можно было ссылать отставных чиновников и куда некоторые предприниматели шли в надежде получить неприкосновенность. Однако серия уголовных дел против сенаторов в путинскую эпоху показала, что даже эту негласную функцию Совфед не исполняет.

Новый порядок формирования Совета Федерации начал действовать с января 2011 года, когда Дмитрий Медведев предложил по-новому  выбирать сенаторов. В Совет Федерации направлялись представители выборных органов власти. То есть  люди, которые прошли первоначальную процедуру избрания гражданами страны, живущими в том или ином регионе. Это шаг в нужном направлении, но недостаточный. То есть,  за этим через какое-то время вот и последовали дальнейшие шаги.

С этого момента, прошло 1,5 года, как  президент Владимир Путин вносит новый законопроект о выборах сенаторов в Совет Федерации Федерального собрания РФ нового образца!

Что мы видим? Строго говоря, Палата регионов вообще не имеет смысла в унитарном по сути и авторитарном государстве. Если делать Совет Федерации чем-то вроде палаты национальностей, каковая в качестве декоративного элемента квазидемократии существовала в Верховном Совете СССР, надо вводить там национальные (а не региональные) квоты. Чтобы хотя бы для проформы в этой палате были представлены все национальности, населяющие Россию. Если считать его реальным органом власти, надо, чтобы у него были хоть какие-то полномочия, отличные от полномочий Госдумы. Если мы ориентируемся на американский образец двухпалатного парламента, то тамошний сенат формируется по партийному принципу, а у нас – нет.

В нынешнем виде Совет Федерации – не власть, не оппозиция и не Палата регионов. Он просто не является инструментом участия региональных элит в управлении страной. И медведевская реформа способа формирования Верхней палаты российского парламента совершенно не затрагивала саму суть работы этого органа. Реформировалась, притом непринципиально, только форма, но не содержание.

Согласно новым предложениям главы государства, в ходе избирательной кампании претендент на пост губернатора должен будет заранее объявить три кандидатуры, одну из которых он обязан в случае победы назначить своим представителем в Верхней палате парламента. Законодательные собрания смогут делегировать в Верхнюю палату только своих депутатов. Законопроектом также предусматривается, что кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин РФ, обладающий безупречной репутацией.

– Предполагается, что граждане, выбирая губернатора, одновременно голосуют за сенатора, который будет представлять регион в СФ. Появляется ли у жителей субъекта реальная возможность повлиять на назначение сенатора, или все будет зависеть от политической воли руководителя региона и Администрации Президента?

– Как только власть начинает крутить и придумывать сложные схемы вроде тех, что предложены в новом законопроекте, в воздухе сразу возникает знакомый запах административных манипуляций. Совершенно ясно, что тем, на кого центр будет делать ставку на губернаторских выборах, изначально «впишут» в список трех претендентов своего ставленника на место в Совете Федерации. Двое других будут работать в агитационной кампании, помогая губернаторам, особенно не популярным.

Чем больше мы будем проводить мероприятий, связанных с затягиванием конкретных и интересных законопроектов, нужных для населения страны России, тем развитие нашей в экономике будут принципы: «Шаг вперед - два назад». Все идеи от граждан страны по улучшению своего индикатора уровня жизни находятся на информационных и иных ресурсах. Все лежит на поверхности. Другой вопрос: «А кому это так быстро все надо?» Внесение данного проекта - очередное шоу для страны!

При нынешней политической системе затеянная президентом реформа Совета Федерации выглядит как операция хирурга на уже удаленном из тела человека аппендиксе. Понятно, что жизнь человека от исхода такой операции совершенно не зависит.

У  жителей субъектов нашей необъятной Родины реальная возможность повлиять на назначение сенатора исчерпывается списками, предложенными руководителем  и заксобранием региона. А  в чем вообще участвует народ нашей страны?  

– Какую выгоду получают регионы от новой схемы формирования СФ?

– От новой схемы формирования СФ  регионы никакую выгоду не получают. Вся выгода уже прописана в бюджете страны текущего и последующих годов на каждый регион.

– Повысит ли законопроект независимость сенаторов, полномочия которых не могут быть прекращены по инициативе губернатора или законодательного собрания региона?

– Среди положений законопроекта, которые поднимут результативность работы Верхней палаты именно как Палаты регионов, прежде всего нормы, определяющие основания для досрочного прекращения полномочий сенаторов. Теперь они аналогичны нормам, установленным для депутатов Государственной Думы. Важно, что исключается досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации по инициативе главы субъекта РФ или регионального парламента. Таким образом, сенатор, уверенный, что прекратить досрочно его полномочия не могут ни губернатор, ни руководство регионального органа законодательной власти, обретает ту степень самостоятельности, которая сейчас требуется. Он может действовать так, как подсказывают ему его видение ситуации в регионе, его профессионализм, опыт, совесть.

– Законопроект снизил ограничение по возрасту для тех, кто претендует на пост сенатора – с 30 лет до 21 года, хотя ранее предлагалось установить ограничение от 35 лет. Как вы считаете, введение такой поправки обоснованно?

– Введением такой поправки президент показывает, что стране нужны молодые кадры. То есть власти готовы опираться на специфику и менталитет молодости.

– Владимир Путин не исключил, что в будущем в Конституцию могут быть внесены изменения для того, чтобы реализовать идею о прямых выборах членов СФ. Как вы считаете, будут ли введены прямые выборы сенаторов?

– Полагаю, что выборы сенаторов неизбежны после изменения Конституции страны. Изменили сроки Президентства и законодателей, также и легко примут поправки и в этом вопросе. Но как будут развиваться события, покажет время!

– Прокомментируйте, пожалуйста, идею об избрании сенаторов прямым голосованием, как это принято в международной политическое практике?

– Я считаю, что для России наиболее продуктивным был бы механизм, аналогичный тому, который существует в Германии. Как вы знаете, Бундесрат состоит из представителей, правда, исполнительной власти регионов, но сами эти представители исполнительной власти формируются партиями, которые победили на выборах в той или иной земле.

То есть там, в Бундесрате, заседает, скажем, премьер-министр той или иной земли. В том случае, когда обсуждают какие-то специальные вопросы, скажем, финансовые вопросы, или связанные с экологией, или с культурным развитием, то на этом заседании его заменяют соответствующим министром. Но министры, я повторяю, формируются из состава победившей партии, а значит, фактически 100-процентно совпадает, из состава депутатов соответствующих законодательных собраний. Я считаю, что для того, чтобы законы не только правильно принимались, но и исполнялись, исполнительная власть должна быть вовлечена в сам процесс законотворчества и принятия законов.

В Бундесрате ФРГ представители от одной федеральной земли должны голосовать согласованно. У нас такой нормы нет. Предлагаю ввести норму, обязывающую сенаторов - представителей одного субъекта Федерации голосовать солидарно. Сейчас же у нас получается голосование не регионов, а членов Совета Федерации.

 

Источник: http://www.gosrf.ru/news/4887/

Дата публикации: 2-07-2012, 22:19

Сайт «Всё о коррупции в России» (Everything about corruption in Russia) зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 56587 от 26 декабря 2013 года. Учредитель: АНО «НИИ проблем коррупции». Редактор: Алексей Смирнов. Адрес редакции для почты: 142701, МО, Видное, ПЛК д.3, а/я 1200.
E-mail:korrossia@yandex.ru

Лица, являющиеся источником информации, несут полную ответственность за точность приведенных фактов.Все права на материалы, опубликованные на сайте www.korrossia.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов www.korrossia.ru активная ссылка на источник обязательна. Рекламируемые товары и услуги подлежат обязательной сертификации. Материалы с пометками «На правах рекламы» публикуются на коммерческой основе. {links1}{links2}{links3}