» » В политику мигрантам прокладывает дорогу бедность и коррупция

В политику мигрантам прокладывает дорогу бедность и коррупция

Отшумевшая кампания по выборам мэра Москвы преподнесла немало сюрпризов как политологам, так и рядовым гражданам. И, если для последних они обернулись досрочными вводами станций метро, повышенным вниманием со стороны властей и кандидатов, то эксперты предпочли до хрипоты спорить о процентах, уровне явки и прочих электоральных премудростях. И мало кто обратил внимание на то, что, пожалуй, впервые в современной политической истории в избирательной кампании по выборам главы крупного города в кампании так широко был использован "национальный фактор”.

Кто за русских?

Раньше националистические лозунги после запрещения партии Баркашова целиком принадлежали Жириновскому и его сторонникам и эпизодически транслировались в основном в на общефедеральных голосованиях ("Мы за бедных! Мы за русских!”), то теперь к националистической риторике прибегли едва ли не все кандидаты на пост столичного градоначальника. И, если для представителя ЛДПР и Алексея Навального они привычно смотрелись на фоне остальных пунктов их "предвыборного багажа”, то для вр.и.о. мэра Сергея Собянина достаточно острые комментарии по национальной политике, например, по установлению общей квоты для трудовых мигрантов, явно выпадали из общей политической стилистики. Видимо, стараясь не отстать от конкурентов на зыбкую националистическую почву осторожно вступил, забыв об идеалах нерушимой дружбы народов, даже кандидат от КПРФ Иван Мельников. Фактически можно говорить о том, что в ходе московских выборов был реабилитирован активно исключаемый, но всегда латентно присутствующий в российской политике националистический фактор, представленный широким спектром позиций и мнений: от довольно радикальных до вполне умеренных.

Впрочем, для такой избирательной кампании в Москве действительно были предпосылки. Резонансная ситуация на Матвеевском рынке, тревожные криминальные сводки с растущей почти по экспоненте этнической преступностью, фиксируемый беспристрастной социологией резкий взлет протестных настроений против ставшего слишком очевидным, слишком наглядным присутствия в Москве "понаехавших”. Достоянием дискуссии и в социальных сетях, и на лавочках у подъездов стали массовые религиозные праздники и ритуальные жертвоприношения в дни исламских праздников, совершаемые чуть ли не на Красной площади. Сюда же можно добавить и где-то скрытые, где-то более явные конфликты вокруг возведения в Москве новых мечетей. Очевидно, отвечая на запрос избирателей, власть, как социальный регулятор была либо обязана "сбить температуру” общественного недовольства, либо начать практическую работу по устранению причин его появления.

Трудовые резервы вместо трудовых мигрантов

"Выпустив пар” в ходе выборов неизбежного возникающего из-за кросс-культурного взаимодействия по линии «мигранты-горожане» напряжения, теперь обновленная мэрия обязана не просто задуматься о том, почему националистический фактор неожиданно и так мощно "всплыл” в ходе столичных выборов, но и извлечь из них тактические уроки и сделать стратегические выводы. Одним из них, вероятно, должен стать вывод о том, что городская власть просто обязана быть властью и в такой чувствительной сфере, как миграция. Таким мегаполисам, как Москва и Санкт-Петербург, где громкие разборки кавказцев со стрельбой (вариант – "стряляющие свадьбы”), похоже, становятся нормой жизни просто необходимо во взаимодействии с федеральными властями, прежде всего, с ФМС выстраивать свою внятную миграционную и срочно активизировать национальную политику, эффективную медиацию в сфере межнациональных отношений. При этом нужно не только "бить по хвостам”, взывая к авторитету старейшин и лидеров диаспор в каждом новом остром конфликте. Конечно, необходимо наводить порядок не только на рынках, но и, как выяснилось, в успешно "крышующей” их районной полиции. Понятно, что мы не готовы к действенным, но чрезвычайно затратным мерам по улучшению социально-экономического положения в странах-донорах миграции, в первую очередь, наиболее бедного Юга Центральной Азии. Но, и полностью отгородиться, закрыться от него тоже не получится: в век всеобщей транспарентности и глобализации эта системная неустроенность рано или поздно придет к нам либо в виде мигрантов, либо в виде героиновых курьеров и гастролирующих в России сколоченных по этническому признаку банд.

Предельно важно другое. Прошедшие выборы наглядно всем нам показали, что фактор межнациональных отношений в российских мегаполисах, как и в крупных центрах Европы вошел в число тех знаковых для избирателя тем, что влияют на его политические предпочтения. И это не только признак "взросления” российского электората и приобщения его к общеевропейским политтенденциям. Но, если попробовать "законсервировать” национальную тему, устраниться от стоящей за ее появлением глубинных социальных причин, не пытаться купировать наиболее опасные их проявления и последствия, то очень может статься, что межнациональный фактор быстро перерастет из просто предвыборного в постоянно действующий фактор городской, а может быть и общефедеральной политики. И тогда никого не должны удивлять, что на Болотную и другие площади столицы будут выходить не под лозунгами "Хотим перемен!”, а с транспарантами "Таких перемен не хотим!”. 
 
Источник: "Москва наций"
Дата публикации: 12-09-2013, 16:13
Популярные статьи раздела

Сайт «Всё о коррупции в России» (Everything about corruption in Russia) зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 56587 от 26 декабря 2013 года. Учредитель: АНО «НИИ проблем коррупции». Редактор: Алексей Смирнов. Адрес редакции для почты: 142701, МО, Видное, ПЛК д.3, а/я 1200.
E-mail:korrossia@yandex.ru

Лица, являющиеся источником информации, несут полную ответственность за точность приведенных фактов.Все права на материалы, опубликованные на сайте www.korrossia.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов www.korrossia.ru активная ссылка на источник обязательна. Рекламируемые товары и услуги подлежат обязательной сертификации. Материалы с пометками «На правах рекламы» публикуются на коммерческой основе. {links1}{links2}{links3}