» » Скандал вокруг мэра Астрахани: какие уроки должны извлечь региональная и федеральная власть?

Скандал вокруг мэра Астрахани: какие уроки должны извлечь региональная и федеральная власть?

Резонансное задержание Мэра Астрахани Михаила Столярова – с 10 миллионами рублей в сумке, лихими кадрами оперативной съемки, понятным негодованием губернатора области, городских депутатов и рядовых астраханцев отличается от других арестов градоначальников не только масштабом спецоперации федеральных силовиков против казнокрада.

Конечно, за Михаилом Столяровым не прилетал вертолет спецназа, как за мэром Махачкалы Саидом Амировым, правда, и ракетно-зенитным комплексом астраханский городской голова никому не грозил, и вмененные ему статьи УК отражают совсем другую специфику преступной деятельности. Почерк работы МВД и Следственного комитета, правда, совпадает – после обыска на Столярова также надели наручники, усадили в микроавтобус, который отвез его в аэропорт, а оттуда самолетом этапировали в Москву. Видимо, и в том, и в другом случае у федеральных правоохранителей были веские аргументы против того, чтобы доверить эти операции своим местным коллегам. Вопрос почему требует отдельного внимания и поэтому лучше его оставить "за кадром".

Причину задержания мэра столицы Каспия вскоре объяснил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. По его словам, растиражированным вскоре десятками телеканалов и сотнями интернет-СМИ, Столяров подозревается в получении взятки от предпринимателя, просившего выделить ему под строительство административного здания земельный участок в Астрахани площадью три тысячи квадратных метров. За благосклонность при решении вопроса мэр потребовал 10 миллионов рублей для себя лично и 25 процентов доли в уставном капитале компании –для своего доверителя.

Астраханский губернатор Александр Жилкин в день ареста мэра заранее прокомментировал в "Твиттере" предстоящие события загадочными на тот момент словами: " Жаль, что некоторые люди не прислушиваются к предупреждениям. Следите за информацией, неприятно, но это будет справедливо". Вскоре их суть разъяснило задержание мэра и последовавший уже официальный комментарий главы региона: "В связи с тем, что все мои коллеги знают мою непримиримую позицию к взяткам, к казнокрадству, они были неоднократно предупреждены, что мы от всевозможных лозунгов, убеждений, многочисленных совещаний, где обсуждается борьба с коррупцией, переходим к практической реализации антикоррупционных мер. Я неоднократно обращал внимание мэра Столярова на тот факт, что есть жалобы на его команду, и предупреждал его, что за этим последуют действия".

Но, предупреждал мэра не только губернатор. Эксперты НИИ проблем коррупции обратили внимание на ситуацию в Астрахани еще в начале года, когда городскую администрацию стали буквально преследовать коррупционные скандалы. Накопившуюся к осени печальную статистику решено было даже свести в специальный доклад "Коррупция в Астрахани: истоки, механизмы, социальные последствия", который был представлен на суд общественности в ходе Второй ежегодной конференции "Противодействие коррупции в России: опыт регионов и муниципалитетов", которая прошла 16-18 октября 2013 года в Подмосковье.

Уже в преамбуле доклада работавшие над ним эксперты НИИ прямо отметили, что, судя "по имеющимся публикациям в СМИ и обращениям представителей общественности можно составить список мэров российских городов, чьи действия в ближайшее время могут стать предметом громких расследований. Наиболее заметным участником этой "группы риска" можно считать действующего мэра города Астрахани Михаила Николаевича Столярова". Сделаю принципиальный акцент: почти 100% представленных в докладе фактов почерпнуты из открытых источников, доступных для широкой публики и, конечно, для тех же правоохранительных органов, счетных палат региона и России, прокуратуры, КРУ Минфина и иных контрольных инстанций.

Конечно, несмотря на то, что доклад НИИ по Астрахани, возможно, и сыграл некоторую роль в аресте мэра и возбуждения против него уголовного дела, прямого отношения к нему он не имеет. Очевидно, что аресту мэра предшествовала длительная оперативная разработка со стороны правоохранительных органов. Доклад мог стать лишь той "соломинкой", которая и переломила хребет "коррупционному верблюду", окопавшемуся в стенах мэрии. Однако, в свете ареста Столярова, возможно, что следователей могут заинтересовать и некоторые эпизоды, описанные в докладе. Наверняка скажут свое слово и другие госорганы. Текст с итогами исследования по Астрахани был направлен в Администрацию Президента, Правительство Российской Федерации, в Генеральную прокуратуру, МВД, СКР, в Государственную Думу.

Что делать с зарвавшимся мэром, конечно, решит суд. Что делать, чтобы ситуация в муниципальных образованиях не повторялась, как навязчивая мелодия – вопрос гораздо более сложный. В самом докладе упоминается, что в ходе прошедшей 7 октября 2013 г. пресс-конференции, посвящённой 10-летию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» первый заместитель руководителя фракции ВПП «Единая Россия» в Государственной Думе ФС РФ, председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслава Тимченко отметил, что решить проблему коррупции и властного произвола в российских регионах могло бы введение государственного управления.

«Крупными городами – городскими агломерациями трудно управлять только на муниципальном уровне. Местное самоуправление – власть шаговой доступности, которая не рассчитана на огромные пространства и территории. Для крупных городов, как вариант, можно использовать модель управления, сложившуюся в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге. То есть совместить государственную власть и местное самоуправление», – сказал тогда депутат Тимченко.

Безусловно, дело законодателя – это, думая о каждом, создавать условия и рамки работы для всех. Для губернатора, как и и.о. мэра Астрахани на сегодня задача стоит более конкретная – сделать все, чтобы, расчистив коррупционные завалы, оставшиеся в наследство от Столярова, обеспечить город теплом в наступающей зиме, не допустить срывов в работе ЖКХ, создать плацдарм для прихода новой, профессиональной и, самое главное, максимальной открытой и не вороватой команды во власть.

В условиях действующего на сегодняшний момент законодательства, возможно, потребуются новые решения и от муниципальных депутатов, например, изменение Устава города, предусматривающие большую подотчетность власти народным избранникам городского или областного уровня, региональной общественной палате. Губернатору Жилкину, конечно, в этой ситуации не позавидуешь: именно емувместе с правоохранительными органами, судя по всему, фактически придется в статусе кризисного менеджера чистить "авгиевы конюшни" Столярова и Ко, объем накопленных в которых коррупционного мусора еще только предстоит выяснить суду. Однако, без этого Астрахань, как и без нового дееспособного мэра, которого выберет народ, уже точно не обойдется...
 
Источник: Регионы России 
Дата публикации: 22-11-2013, 10:32
Популярные статьи раздела

Сайт «Всё о коррупции в России» (Everything about corruption in Russia) зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 56587 от 26 декабря 2013 года. Учредитель: АНО «НИИ проблем коррупции». Редактор: Алексей Смирнов. Адрес редакции для почты: 142701, МО, Видное, ПЛК д.3, а/я 1200.
E-mail:korrossia@yandex.ru

Лица, являющиеся источником информации, несут полную ответственность за точность приведенных фактов.Все права на материалы, опубликованные на сайте www.korrossia.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов www.korrossia.ru активная ссылка на источник обязательна. Рекламируемые товары и услуги подлежат обязательной сертификации. Материалы с пометками «На правах рекламы» публикуются на коммерческой основе. {links1}{links2}{links3}