» » Общественный контроль как средство борьбы с коррупцией

Общественный контроль как средство борьбы с коррупцией

Автор: Александр Сухаренко, заместитель председателя Международного антикоррупционного комитета, директор АНО «Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ», г. Владивосток |

Степень распространения коррупции в обществе в целом, по мнению россиян, остается высокой (80 %). Говорят об этом прежде всего жители крупных и средних городов (86-89 %). В своем населенном пункте это явление считают распространенным 62 % — как правило, так думают жители крупных городов (83 %). Наиболее коррумпированной сферой, как и прежде, россияне признают власть на местах, причем с каждым годом респонденты все чаще указывают на подверженность местной власти этой проблеме (с 28 до 39 % за пять лет). Вторая группа наиболее коррумпированных, с точки зрения опрошенных, сфер — ГАИ (ГИБДД) и федеральная власть. Но, если о коррумпированности ГАИ (ГИБДД) говорят все реже (с 33 до 27 %), то федеральную власть упоминают, напротив, чаще (в 2008 году — 15 %, 2013 год — 26 %). Далее третья группа — сферы работы полиции (за исключением ГАИ (ГИБДД)), медицины — их считают коррумпированными по 19 % опрошенных, причем в случае с правоохранительными органами реже, чем прежде (с 26 до 19 %), судебную систему и крупный бизнес — по 18 %. Следующая группа сфер — ЖКХ и образование (14 и 13 % соответственно). Реже упоминаются военкоматы и армия в целом (6 % и 4 % соответственно), парламент (5 %) и т. д.1

Статья 13 Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 г. (ратифицированная Федеральным законом от 08.03.2006 г. № 40-ФЗ) перечисляет конкретные меры по вовлечению гражданского общества в борьбу с коррупцией с помощью усиления прозрачности процесса принятия решений, обеспечения доступа к информации, информирования и др. В качестве наиболее эффективных инструментов называются расширение общественного контроля и создание комплексной системы антикоррупционного мониторинга. Однако отсутствие действенных санкций делает угрозы для коррупционеров незначительными по сравнению с существующими возможностями обогащения, что становится основной проблемой неэффективности проводимой антикоррупционной политики.

В этом смысле сформулированный в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества и международными организациями подчеркивает общесоциальный характер данной проблемы, поскольку коррумпированность государства — не столько проблема самого госаппарата, сколько вопрос к обществу, которое считает это явление вполне допустимым.

В ноябре 2012 года международная неправительственная организация World Justice Project опубликовала ежегодный «Индекс верховенства закона», который измеряет достижения мира с точки зрения обеспечения правовой среды. В результате среди 97-ми изученных стран по уровню открытости правительства Россия заняла 74-е место, коррупции — 71-е, правоприменения — 68-е.2

Общественно-правовая экспертиза
Как показывает практика, наиболее часто в нормативно-правовых актах и их проектах встречаются коррупциогенные факторы, связанные с реализацией полномочий госорганов. Эти факторы устанавливают возможность необоснованного применения исключений из общих правил, которые выражаются в широте дискреционных полномочий, в определении компетенции по формуле «вправе», в выборочном изменении объема прав, в заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов при отсутствии соответствующих полномочий. Среди факторов, приводящих к коррупции, упоминается употребление двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, а также наличие дублирующих полномочий госорганов. Устранить подобные дефекты призвана антикоррупционная экспертиза.

Впервые об антикоррупционной экспертизе как особом направлении деятельности упоминается в Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 годы. Данная идея получила свое воплощение в Федеральном законе от 17.08.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Сейчас субъектами такой экспертизы являются Генпрокуратура, Минюст, правовые службы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно ст. 5 ФЗ № 172 институты гражданского общества3 и граждане могут за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов (их проектов). Заключение по ее результатам подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня получения. Вместе с тем данные заключения носят рекомендательный характер, не являются обязательными и не обладают действенными механизмами обеспечения их реализации. На практике это нередко приводит к игнорированию выводов экспертов должностными лицами. Как свидетельствуют результаты мониторинга Минюста России, в 2011 году в федеральные госорганы поступило 95 заключений, из которых учтено 41 (43 %), а в органы госвласти субъектов РФ — 126, из которых учтены 57 (45 %). Поэтому далеко не все из аккредитованных экспертов участвуют в проведении экспертизы: в 2011 году — 8 %, 2010 году — 6 %, 2009 году — 3 %.4

Очень важна в этой связи профподготовка и аккредитация независимых экспертов (поскольку она носит заявительный характер, квалификационный экзамен не требуется). Основной критерий для аккредитования кандидата в качестве эксперта — пятилетний стаж работы по специальности. По состоянию на январь 2014 года Минюстом РФ в качестве независимых экспертов было аккредитовано 1570 физических и 286 юридических лиц.

В числе других вопросов экспертизы, требующих решения, можно выделить:
— определение значения и статуса заключения независимого эксперта, его роли при принятии нормативно-правового акта;
— установление критериев оценки результатов независимой экспертизы в том числе при конкуренции нескольких заключений (обязательной и независимой);
— определение механизмов рассмотрения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы и положения о подготовке мотивированного ответа;
— установление ответственности за игнорирование заключений.

В целях создания эффективной системы оценки и учета общественного мнения при подготовке законопроектовutyjbfk Правительство РФ утвердило Правила проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов. Правила определяют порядок проведения общественного обсуждения с использованием сети Интернет проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства РФ, поручениями председателя Правительства или его заместителей, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития РФ. Общественное обсуждение законопроектов проводится однократно в срок, не превышающий 30 дней. По результатам обсуждения законопроекта оператор представляет в Правительство РФ отчет, включающий анализ поступивших в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений. Департамент-исполнитель проводит анализ указанного отчета и готовит предложения о представлении законопроекта в установленном порядке на рассмотрение Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности, либо о его возвращении в соответствующий федеральный орган исполнительной власти на доработку с учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения. Федеральный орган исполнительной власти повторно вносит доработанный законопроект в установленном порядке в Правительство.5

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» была утверждена Концепция формирования механизма публичного представления предложений граждан РФ с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет для рассмотрения в Правительстве РФ предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан РФ в течение одного года (27.08.2012 г.).6

Важным звеном общественного контроля должны были стать общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти. Еще 2 августа 2005 года было принято постановление Правительства РФ № 481 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также государственных комитетах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство РФ». Затем 4 августа 2006 года был подписан Указ Президента РФ № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам».

dgdrhВ соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительством были разработаны новые механизмы формирования общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Среди новых мер можно выделить отказ от формирования общественных советов органами госвласти РФ самостоятельно и обязательное участие общественных палат в их формировании; обязательное участие в деятельности общественных советов независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций; определение состава нормативно-правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов; расширение участия граждан и организаций в формировании стандартов предоставления госуслуг и в контроле за их исполнением; создание механизмов участия в рамках реформирования и развития госслужбы на паритетных началах представителей общественных советов при органах госвласти РФ в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий этих органов.7

Раньше общественные советы формировались руководством федерального или регионального органа исполнительной власти, сейчас это совместное решение с Общественной палатой РФ, если речь идет о федеральном министерстве или ведомстве, или о региональной общественной палате, — в субъекте РФ. Изменились и их полномочия. Теперь целый ряд документов, в частности — бюджетные предложения, государственные целевые программы, проекты нормативно-правовых актов — не могут быть представлены в Правительство РФ без заключения общественного совета. При принятии окончательных решений Правительство рассматривает как сам проект, так и заключение к нему.

В настоящее время Общественной палатой РФ разрабатывается единый кодекс этики для членов общественных советов, который поможет устранить многие погрешности в их деятельности; в том числе он установит персональную ответственность каждого члена совета за неэффективную деятельность.

tymf

Антикоррупционные общественные организации

Согласно части 1 статьи 32 Конституции РФ граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. В последние годы стали появляться общественные организации антикоррупционной направленности (сегодня таких насчитывается уже несколько десятков). Большинство из них ориентированы на консультирование физических и юридических лиц, представление их интересов в разных инстанциях, оказание содействия правоохранительным органам.

Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 325-ФЗ в ст. 311 ФЗ «О некоммерческих организациях» были внесены изменения, согласно которым антикоррупционные организации смогут получать господдержку наравне с другими «социально ориентированными» НКО.

Бизнес-сообщество против коррупции

Согласно исследованию «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ-2012» 35 % опрошенных предпринимателей характеризуют уровень коррупции как высокий. Чаще коррупционные ситуации возникают при попытке получить доступ к государственному и муниципальному заказу (30 %), в ходе проведения проверок (27 %) и при выделении земли (26 %). Объем незаконных выплат в среднем составляет 5 % от выручки. Административные барьеры и коррупционное давление уже многими предпринимателями воспринимаются не как препятствия, а как особенности бизнес-среды, к которым можно приспособиться.8

В целях активизации участия предпринимательского сообщества в противодействии коррупции и выработки норм цивилизованного ведения бизнеса Торгово-промышленной палатой РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийскими общественными организациями «ОПОРА РОССИИ» и «Деловая Россия» были разработаны Антикоррупционная хартия российского бизнеса и Дорожная карта по ее реализации. Решение о разработке Хартии было принято Президиумом Совета Президента РФ по противодействию коррупции от 04.10.2011 г., а 21 сентября 2012 года на XI Международном инвестиционном форуме в г. Сочи документ был подписан организациями-разработчиками.

Хартия, представляющая собой определенный свод правил ведения бизнеса, предполагает внедрение в корпоративную политику антикоррупционных программ, мониторинг и оценку результатов их реализации, эффективный финансовый контроль, обеспечение принципа публичности антикоррупционных мер, отказ от незаконного получения преимуществ, участие в тендерах на основе принципов прозрачности и конкуренции, информационное противодействие коррупции, содействие осуществлению правосудия и соблюдению законности и другие меры.

В декабре 2012 года на заседании правления Торгово-промышленной палаты РФ было принято решение считать внедрение и реализацию Антикоррупционной хартии российского бизнеса в системе торгово-промышленных палат одним из важнейших условий добровольного участия бизнес-сообщества в борьбе с коррупцией.

Общественный контроль госзакупок

Несмотря на все попытки властей сделать госзакупки прозрачнее, выявляется все больше случаев нарушений в этой сфере. Так, в 2012 году было совершено около трех тысяч так называемых «слепых» (содержащих заведомо искаженную информацию) закупок, ущерб от которых составил 874 млн руб. Типовые случаи искажения информации — замена кириллических букв на аналогичные по написанию латинские, опечатки и грамматические ошибки в ключевых словах, замена букв на похожие по написанию цифры, использование тире в корне слова или разделение букв в словах лишними пробелами. Таким образом, по базе данных невозможно найти информацию о закупке.9

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупокhjfgm товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пришедший на смену ФЗ № 94. Документ призван обеспечить прозрачность госзакупок и дать дополнительные возможности для контроля. Речь идет об общественном контроле, в рамках которого граждане и организации смогут проводить независимый мониторинг, оценивать эффективность и процедуру закупок, а также результаты исполнения контрактов. Согласно закону Правительство РФ будет устанавливать случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок, по результатам которого могут быть внесены соответствующие изменения в документацию о закупке, или она может быть отменена. Так, обязательное предварительное общественное обсуждение должны пройти госзакупки свыше 1 млрд рублей. Обсуждение может проводиться на региональном и муниципальном уровнях.

Ранее процедура общественного обсуждения проходила в два этапа: на первом осуществлялось обсуждение закупки на сайте (чтобы привлечь максимальное число желающих), после которого формировался протокол, направлявшийся в ФАС и публиковавшийся на официальном сайте. На втором этапе заказчик проводил очное обсуждение со всеми заинтересованными лицами, по итогам которого мог принять одно из двух решений: о продолжении торгов или внесении в документацию о торгах изменений. Между тем активность общественности в данной сфере пока незначительна. Так, в октябре 2012 года Минэкономразвития обнародовало отчет об общественном обсуждении сверхдорогих госзакупок — свыше 1 млрд руб. Пожелание такого краудсорсинга было высказано Владимиром Путиным в его предвыборных заявлениях. По данным министерства, с конца августа до конца сентября на официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено 73 подходящих по объему контракта. Несмотря на то, что инструмент официально уже заработал (12 марта на www.zakupki.gov.ru стартовала пилотная система общественного обсуждения, а на главной странице вывешен список всех контрактов свыше 1 млрд руб. со ссылками на соответствующие разделы форума), инструмент не нашел отклика у населения. Среднее количество обращений по той или иной закупке — 0. Максимальное число — пять. При этом анкеты общественного обсуждения вообще никто не заполнил, а в среднем соответствующие темы форума с той или иной закупкой пользователи просмотрели от пяти до семисот раз. Общая стоимость сверхдорогих госконтрактов превысила 170 млрд руб. (в основном это строение или реконструкция автодорог), а средняя цена контракта составила более 2,3 млрд руб. Всего с 1 января 2012 года на указанном сайте было опубликовано более 180 закупок с ценой свыше 1 млрд руб.10

В тоже время, согласно исследованию Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), как минимум половина госзакупок свыше 1 млрд руб. проводится в обход конкурентных процедур. Среди наиболее популярных уловок заказчиков — установка в проекте контракта незаконного требования о выполнении работы исключительно собственными силами, без привлечения субподрядчиков (ч. 4 ст. 11 ФЗ «О госзакупках»).11

В январе 2014 года были обнародованы итоги мониторинга госзаказов на сумму свыше 1 млрд рублей, размещенных на Общероссийском официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru) в 2013 году. Эксперты НАИЗ проанализировали 233 закупки на общую сумму более 574 млрд рублей. По сравнению с 2012 годом, заказчики стали готовить документацию качественнее и избегать прямых нарушений законодательства. Для сравнения: за IV квартал 2012 года вопросы экспертов вызвал 71 % проанализированных процедур (80 из 112), в то время как в 2013 году признаки ограничения конкуренции обнаружены в 38 % случаев (88 из 233 процедур). Несмотря на позитивные изменения, сферу госзакупок по-прежнему сложно назвать конкурентной. Самым популярным способом ограничения конкуренции стало размещение не всех необходимых документов, что мешает потенциальному поставщику получить полное представление о закупке. Полный пакет документов заказчики не разместили в 27 % всех проанализированных закупок. При этом большинство заказчиков после высказанных замечаний либо добавили недостающую документацию, либо отменили закупку и разместили ее заново со всеми необходимыми документами. Второй популярный способ ограничения конкуренции — установка сжатых сроков поставки продукции.12

В январе 2014 года исполнилось четыре месяца антикоррупционному Интернет-проекту Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За честные закупки». За это время получено около 300 обращений с указаниями на нарушения на общую сумму свыше 50 млрд рублей. В итоге 265 закупок оценены экспертами ОНФ как сомнительные, и по ним отправлено 136 жалоб в Федеральную антимонопольную службу и 20 жалоб — в Генпрокуратуру. По результатам рассмотрения этих жалоб отменено 17 закупок на общую сумму более 6 млрд рублей и устранены нарушения по 49-ти закупкам на сумму около 32 млрд рублей. Ежедневно к работе проекта присоединяется все больше и больше гражданских активистов. Сегодня в проекте «За честные закупки» работают около 1500 человек. Они занимаются поиском и выявлением сомнительных закупок.13

В ближайшее время для информационного обеспечения контрактной системы будет создана единая информационная система (ЕИС), содержащая планы закупок, планы-графики, а также информацию об их реализации; информацию о закупках и об исполнении контрактов; реестр контрактов, заключенных заказчиками; реестр недобросовестных поставщиков; реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок и их результатов; результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок и т. д. Между участниками контрактной системы допускается обмен электронными документами, в том числе подача заявок, окончательных предложений на участие в определении поставщика; все документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью. Сейчас на официальном сайте закупок (http://zakupki.gov.ru)14 появляются сведения только о совершаемых или уже завершенных сделках.

Одним из требований закупочной системы стал максимально формализованной формат данных, в частности, использование каталогов. В результате невозможно будет выбрать «неправильный» код товара, ввести в текст латинские буквы или пробелы, что затрудняет поиск тендерной документации. В 2012 году замена русских букв на латинские имела место в документации по 2,4 тыс. торгов на общую сумму 9 млрд руб. Благодаря информационной системе должна появиться возможность сравнивать цены (в перспективе — вплоть до зарубежных рынков).15

Минэкономразвития РФ обещает обеспечить доступ к данным ЕИС в открытом, машиночитаемом формате. Это позволит независимым разработчикам и аналитикам скачивать все необходимые им данные и вести анализ, выделять типологию наиболее распространенных отклонений на рынке госзаказа.

jhjmlbj

Обжалование незаконных действий

Значительное число коррупционных нарушений совершается на стадии работы с заявлениями граждан и юрлиц, особенно когда они реализуют свои права в экономической сфере. В то же время в обращениях могут содержаться сигналы о нарушениях в работе органов власти, о конкретном должностном лице и т. д. Общим вопросам работы с обращениями посвящен Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», где под обращением понимаются направленные в государственный и муниципальный орган власти письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение. Право на обращение в полной мере принадлежит и юрлицам как объединениям граждан.

В ноябре 2012 года Правительство РФ утвердило положение о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного обжалования решений и действий чиновников при предоставлении госуслуг. Подать жалобу можно будет через Интернет, причем не только в само ведомство, но и в многофункциональный центр предоставления госуслуг. При этом заявитель сможет отслеживать в электронной жалобной книге весь ход дела. Согласно постановлению большая электронная жалобная книга должна появиться в 2014 году.16

В мае 2013 года Госдумой РФ в первом чтении был принят Кодекс административного судопроизводства (КоАС), призванный установить особый порядок рассмотрения судами споров между гражданами и органами власти. Необходимость его создания была продиктована тем, что ГПК РФ регулирует дела, вытекающие из публичных правоотношений исходя из фактического равноправия субъектов, что не соответствует их природе. КоАС будет касаться, в частности, дел об оспаривании нормативно-правовых актов, решений, действий или бездействия государственных и муниципальных органов, избирательных комиссий, квалификационных коллегий судей. Особое внимание в кодексе уделено обеспечению возможности граждан реализовать свои процессуальные права и обязанности. Для этих целей предусматривается институт коллегиального рассмотрения особо сложных дел, а также обязательное участие в них представителя, если заявитель не имеет высшего юридического образования. По аналогии с положениями УПК РФ в проекте предусмотрена возможность разрешения гражданских исков о возмещении вреда (в том числе о компенсации морального вреда) при разрешении административного дела. Органы власти и должностные лица должны будут сами доказывать законность оспариваемых в суде актов, решений и действий. Суду предоставляется право истребовать доказательства по своей инициативе, а при проверке законности правовых актов, решений и действий суд вправе выйти за пределы заявленных истцом требований. Помимо этого, рассмотрение административного дела может быть ускорено, в частности, посредством использования электронных документов и систем видеоконференцсвязи.17 По данным Верховного Суда России, в 2012 году удовлетворили более 48 % жалоб граждан на неправомерные действия должностных лиц и 72 % — на действия государственных и муниципальных органов.18

От чего же зависит эффективность общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией? Во-первых, от уровня профессиональной подготовки и добросовестности представителей гражданского общества. Во-вторых, от реального обеспечения доступности информации о деятельности государственных и муниципальных органов, а также госучреждений. То есть от того, насколько представляемая ими информация является полной и достоверной. В-третьих, от эффективности деятельности контрольно-надзорных органов, прежде всего прокуратуры, по рассмотрению обращений граждан и общественных объединений, содержащих сообщения о коррупционных правонарушениях.

Значительным шагом в улучшении информационной открытости государства для общества стало принятие Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»19, вступившего в силу с 01.01.2010 г. Однако мониторинг его реализации показал, что закон требует совершенствования в части установления дополнительных гарантий полноты и достоверности представляемой информации.

Для сообщения о фактах коррупции создаются Интернет-приемные, соответствующие разделы на официальных сайтах спецслужб, «горячие линии» и телефоны доверия. Но количество таких обращений крайне мало, что свидетельствует о низком уровне правосознания населения и неэффективности проводимых образовательных и пропагандистских мероприятий.

Таким образом, необходимо создать ряд условий для участия общественности в противодействии коррупции, например:
— ускорить принятие федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» совместно с пакетом законов, гарантирующих его реализацию;
— обеспечить надлежащую защиту граждан, информирующих о фактах коррупции;
— сформировать систему мониторинга и оценки уровня коррупции в государственных и муниципальных органах власти с учетом общественного мнения;
— усовершенствовать механизм предоставления госуслуг (в том числе путем введения электронного документооборота) в целях ликвидации административных барьеров;
— усилить контроль за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юрлиц, а также за реализацией антикоррупционных планов и целевых программ в субъектах РФ;
— повысить ответственность должностных лиц федеральных, региональных и муниципальных органов власти за непринятие своевременных мер по устранению причин и условий, способствующих коррупции;
— обеспечить надлежащую господдержку общественных организаций антикоррупционной направленности.

nmff

 

1 — Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 5-6 октября 2013 года. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 субъектах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %.
2 — http://worldjusticeproject.org/sites/default/files/wjproli2012-web.pdf.
3 — Термин «институт гражданского общества» до сих пор не имеет четкого юридического определения.
4 — http://www.tpp-inform.ru/regions/2182.html. О других проблемах см. Коробкин А. Проблемы осуществления независимой антикоррупционной экспертизы. // Журнал российского права. 2012. № 9.
5  — Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 159.
6 — http://exp-korrupcia.livejournal.com/8192.html.
7 — Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 г. № 480 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 02.08.2005 г. № 481»
8 — Шмелева Е. Парадокс в конверте. // Российская газета. 18.12.2012.
9 — Григорьева И. Госзакупки не становятся прозрачнее. // Московский комсомолец. 29.05.2013.
10 — Литвинова А. Миллиарды на госзакупки разошлись незаметно. // РБК-Daily. 10.10.2012.
11 — Там же.
12 — http://naiz.org/news/10/1385/.
13 — http://onf.ru/2013/12/27/proekt-onf-za-chestny-e-zakupki-ot-kontrolya-rashodovaniya-byudzhetny-h-sredstv-k-likvidatsii-korruptsionny-h-shem/.
14 — Согласно постановлению Правительства РФ от 12.10.2013 г. № 913 данный сайт будет использоваться для размещения всей информации о госзакупках до появления ЕИС. Постановлением устанавливается порядок размещения информации на сайте, в том числе сроки размещения, внесение в нее изменений и удаление. Так, при изменении информации сохраняются и остаются доступными для свободного ознакомления всеми пользователями предыдущие редакции измененных документов. Удаление информации допускается на основании предписания ФАС или по решению суда.
15 — http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=300329.
16 — Куликов В. Пишите начальнику. // Российская газета. 23.11.2012.
17 — http://www.eg-online.ru/news/211256/.
18 — Барщевский М. Судя по всему. // Российская газета. 19.02.2013.
19 — Российская газета. 13.02.2009.

Источник: http://eu-objective.info/2014/06/kontrol/
Дата публикации: 18-08-2014, 14:26

Сайт «Всё о коррупции в России» (Everything about corruption in Russia) зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 56587 от 26 декабря 2013 года. Учредитель: АНО «НИИ проблем коррупции». Редактор: Алексей Смирнов. Адрес редакции для почты: 142701, МО, Видное, ПЛК д.3, а/я 1200.
E-mail:korrossia@yandex.ru

Лица, являющиеся источником информации, несут полную ответственность за точность приведенных фактов.Все права на материалы, опубликованные на сайте www.korrossia.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов www.korrossia.ru активная ссылка на источник обязательна. Рекламируемые товары и услуги подлежат обязательной сертификации. Материалы с пометками «На правах рекламы» публикуются на коммерческой основе. {links1}{links2}{links3}