» » АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КОАЛИЦИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КОАЛИЦИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

СОЦИОЛОГИЯ УДК 328 М.В. Шедий Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ г. Орел, Россия
 
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КОАЛИЦИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК СПОСОБ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИУМА И ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ [Shediy M.V. Anti-corruption coalition of civil society as a way to partner interaction of society and the state in the field of anti-corruption] Corruption, as a systemic problem requires a systemic effort to resolve it, lies in concerted action by all sectors of society, all its three sectors: government, business and civil society. These coordinated actions should be aimed primarily at addressing the causes and conditions for corruption. It is civil society and its institutions should be generator anti-corruption policy and to direct state authorities to implement it. However, multidirectional, not enough coordinated actions of individual segments of civil society do not allow to talk today about the high efficiency of the fight against corruption civil society in Russia. This is largely associated with the institutional biases in the interaction of power and society. The article emphasizes that the key to combating corruption is to unite the efforts of all interested individuals and organizations and the formation of anti-corruption coalitions of civil society organizations and partnerships with the authorities. According to the author, for civil society organizations, it is important to unite in some cohesive structure, the coalition that are able to precisely and consistently engaged in anti-corruption activities. Key words: corruption, civil society, anti-corruption, anti-corruption coalition of Russian society.
Государство предусматривает широкие возможности участия гражданского общества в противодействии коррупции. Так, в министерствах, федеральных службах и агентствах, руководство деятельностью которых осуществляют Пре- зидент и Правительство РФ, созданы общественные советы, в функции которых входит общественный контроль за деятельностью соответствующего органа го- сударственной власти. Обеспечение участия институтов гражданского обще- ства в противодействии коррупции является одним из ключевых направлений реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержден- ной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460. Федеральный закон от Гуманитарные и социальные науки 2014. № 3 25325 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусматрива- ет одним из принципов противодействия коррупции в Российской Федерации сотрудничество государства и институтов гражданского общества. Следовательно, в Российской Федерации формируется законодательная осно- ва для эффективного гражданского участия в противодействии коррупции. Одна- ко принимаемых мер явно недостаточно, и, высокий уровень коррупции в России в значительной степени обуславливается не только пассивностью индивида, уко- ренившимися в обществе традициями невмешательства в дела государства, но и отсутствием в российском антикоррупционном законодательстве конкретных ме- ханизмов взаимодействия государственных и негосударственных структур.
 
В условиях господствующего государственного патернализма любые самостоятельные эксперименты институтов гражданского общества противо- действовать коррупции, малоперспективны, поскольку их усилиям проти- востоит корпоративная солидарность коррумпированной бюрократии, свя- занной между собой неформальными обязательствами. Это относится и к тем случаям, когда специальные полномочия институтов гражданского общества и их представителей предполагают осуществление деятельности, направлен- ной на профилактику коррупции (антикоррупционная экспертиза, участие в работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению слу- жащих и урегулированию конфликта интересов). Закономерным итогом такой политики является нигилистическое отноше- ние части общества к власти.
 
Подтверждением тому стали результаты социо- логического исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение» в декабре 2012 г., в соответствии с которыми 42% респондентов выказали не- довольство властью и выразили готовность участвовать в массовых акциях протеста [1]. Другие социологические исследования неоднократно подтвер- ждали готовность опрошенных участвовать в коррупционных отношениях с чиновниками, нарушать законы ради решения своих частных вопросов [3]. Не следует забывать, что в нашей стране все же есть часть социума, пред- ставленная в основном интеллигенцией, политической оппозицией, осознаю- щей важность противодействия институтов гражданского общества корруп- ции.
 
В настоящее время на федеральном, региональном и муниципальном уровне резко возросло число общественных организаций, движений, фордов, непосредственно занимающихся вопросами противодействия коррупции. Гуманитарные и социальные науки 2014. № 3 254Следует отметить, что, к сожалению, разнонаправленные, не достаточно скоординированные действия отдельных сегментов гражданского общества не позволяют, говорить сегодня о высокой эффективности борьбы с коррупцией институтами гражданского общества в современной России. Во многом это сопря- жено с институциональными перекосами во взаимодействии власти и общества. Исследователи отмечают, что общение власти и представителей гра- жданского общества затруднено: в случае, если отдельные решения властей противоречат общественным интересам, даже целенаправленные и организо- ванные усилия представителей гражданского общества не гарантирует отме- ну такого решения [2].
 
Немногочисленность успехов в достижении обще- ственно-значимых результатов, в свою очередь, снижает общественную под- держку инициатив гражданского общества. Таким образом, можно сделать вывод, что государственная власть в нашей стране, обладающая наибольшими ресурсами для противодействия коррупции по сравнению с другими его элементами, должна создать более благоприятные условия для открытости и подотчетности его институтов перед обществом, а также поддерживать и в определенной доли координировать деятельность гра- жданских объединений по противодействию коррупции. В этой связи решение проблемы создания эффективно действующего ме- ханизма взаимодействия власти и социума, их совместного участия в выра- ботке государственных решений направленных на противодействие корруп- ции невозможно без создания универсальных инструментов, которые помогли бы раскрыть и реализовать имеющийся в стране общественный потенциал.
 
Для организаций гражданского общества важно объединиться в некую сплоченную структуру, которая в состоянии целенаправленно и последова- тельно заниматься антикоррупционной деятельностью. Создание и развитие таких институтов с общей целью и имеющих в своем распоряжении разнооб- разие ресурсов и знаний каждого своего члена, является важной предпосылкой успеха. Такие институциональные объединения гражданского общества могут совместно заниматься просветительской деятельностью, как своих членов, так и в целом общества, формировать общественное отношение к проблеме, а так- же выступать единой силой в поддержку антикоррупционных реформ.
 
С течением времени и по мере накопления практического опыта, такие институты смогут приобрести большую легитимность и авторитет, как среди на- Гуманитарные и социальные науки 2014. № 3 255селения, так и в органах власти и функционировать на высокой профессиональ- ной основе как равные партнеры государственных органов. Институциональные объединения организаций гражданского общества могут принимать разнооб- разные организационные формы. Один из возможных подходов состоит в том, чтобы сформировать коалицию или сетевую структуру из уже существующих организаций, объединенных общностью цели – противодействия коррупции. Ор- ганизационная структура таких коалиций может варьировать от объединений, в неформальные и мало структурированные коалиции, до создания официально за- регистрированных коалиций с четкой структурой членства и управления.
 
Следовательно, первым и важнейшим условием противодействия корруп- ции является объединение усилий всех заинтересованных лиц и организаций и формирование антикоррупционных коалиций организаций гражданского общества и партнерств с органами власти. Под антикоррупционной коалицией организаций гражданского общества следует понимать добровольное неформальное объединение некоммерческих организаций, сектора предпринимательства их усилий, ресурсов и координа- ции деятельности в противодействии коррупции. Главная миссия таких коа- лиций – способствовать снижению уровня и возможностей для проявления коррупции посредством совместной разработки и выполнения комплекса ан- тикоррупционных мер и программ. Антикоррупционная коалиция может выполнять следующие задачи: 1. Повышать осведомленность общества о причинах коррупции и наноси- мого ею социального и экономического вреда, а также формировать не- терпимость общества к данному явлению. 2. Активно участвовать в разработке и реализации инициатив и проведе- нии реформ по снижению уровня коррупции. 3. Популяризировать такие принципы, как профессиональная честность, прозрачность, подотчетность и главенство закона в структурах власти и в обществе. 4. Осуществлять мониторинг и контроль за соблюдением законности в деятельности органов власти и местного самоуправления и принятии решений общественной значимости. 5. Способствовать проведению реформ в системе принятии государствен- ных решений общественной важности для обеспечения прозрачности, Гуманитарные и социальные науки 2014. № 3 256ясности и недвусмысленности деятельности органов власти в интере- сах общества и при участии граждан. 6. Содействовать сотрудничеству заинтересованных сторон в антикор- рупционных усилиях, включая координацию действий организаций гражданского общества с органами власти. Коалиции выступают в качестве механизма, через который организации гражданского общества могут, как оказывать поддержку друг другу, так и требовать большую ответственность друг перед другом. Коалиция не обязательно представляет собой новую организацию, со своим собственным персоналом, членами и потребностями в финансирова- нии.
 
Первоначально такие группы могут счесть более выгодным участие в ограниченных, неформальных соглашениях, которые укрепляют основное организационное доверие и принципы сотрудничества, необходимые для раз- витой коалиционной работы. Однако, поскольку коалиция состоит скорее из организаций, чем из инди- видуумов, она должна заниматься такими специальными вопросами, как: процедура принятия решений; определение обязательств, которые может ожидать коалиция от своих членов и которые она может обеспечить им; воз- можность добыть ресурсы, не соревнуясь со своими организациями-членами. Еще один важный момент для антикоррупционных организаций гражданско- го общества – это поиск форм сотрудничества с государственными органами. Налаживание конструктивного диалога или проведение совместных мероприя- тий является важным элементом формирования таких партнерских отношений. Такое взаимодействие следует определить как партнерство государства и общества в противодействии коррупции, которое может принимать различ- ные формы – от наименее формализованных и, возможно, нерегулярных сов- местных диалогов, таких как, например, привлечение организаций гра- жданского общества к экспертизе конкретного законопроекта, до официаль- но учрежденных долговременных отношений в форме, например, совмест- ных рабочих групп или координационных советов. При формировании партнерских отношений необходимо приложить все уси- лия, чтобы обеспечить по возможности в наибольшей степени паритетность от- ношений, когда каждая сторона обладает равными правами. Конечно, такое партнерство было бы идеальным, но на практике этого удается добиться нечасто. Гуманитарные и социальные науки 2014. № 3 257Тем не менее, нельзя отказываться от других форм партнерства, если они обеспе- чивают хоть малейшую возможность для организаций гражданского общества быть услышанными. Со временем формы партнерства могут быть усовершен- ствованы, если обе стороны видят взаимный интерес и взаимную пользу. Выбор форм объединения организаций гражданского общества в коалиции и механизмов координации с органами власти во многом диктуется конкрет- ными условиями, сложившимися в том или ином регионе. Под конкретными условиями объединения в коалиции мы имеем ввиду: наличие и зрелость орга- низаций гражданского общества и их желание совместно заниматься пробле- мой, сложившейся практикой взаимоотношений между организациями и с ор- ганами власти, а также наличие лидеров, способных стать ядром таких объединений.
 
Что же касается формирования партнерских отношений между коалицией организаций гражданского общества и органами власти, то здесь также имеет значение готовность и желание органов власти заниматься проблемой, а также готовность и желание координировать свою работу с коа- лицией. Именно институализация антикоррупционной деятельности в органи- зационную структуру гражданского общества будет формировать фундамент, на основе которого организации могут действовать более эффективно, изучать и обмениваться опытом, развивать сотрудничество между организациями-чле- нами коалиции и формировать механизмы координации с органами власти. Таким образом, следует признать, что в целом проблема предупреждения и пресечения коррупции и успешности антикоррупционной политики в России является общенациональной, от эффективности ее решения будет во многом зависеть будущее страны. Проведение данной политики невозможно без си- стематического целенаправленного участия институтов гражданского обще- ства. Учитывая изложенную выше точку зрения о необходимости активного участия гражданского общества в противодействии коррупции, основной зада- чей государственного управления в данном контексте является максимальное вовлечение институтов гражданского общества в борьбу против коррупции.
 
Гуманитарные и социальные науки 2014. № 3 258
 
Л И Т Е РАТ У РА 1. Опрос «ФОМнибус» 1-2 декабря 2012 г., 100 населенных пунктов, 43 субъекта РФ, 1500 респондентов, статистическая погрешность – 2,3%. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bd.fom.ru/pdf/d48ypn12.pdf 2. Перспективы гражданского общества в России. Левада-Центр. 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levada.ru/sites/ default/files/levada_civil_society_2011_report.pdf 3. Фонд «Общественное мнение» «Состояние бытовой коррупции в Рос- сийской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fom.ru/uploads/files/doklad.pdf; «Предрасположенность жителей Ульяновской области к совершению коррупционных поступков (мате- риалы социологического исследования)». Ульяновск 2010. [Электрон- ный ресурс]. – Режим доступа: http://www.anticorruptul.ru/attfiles/predraspol_apr2010.pdf R E F E R E N C E S 1. Poll «FOMnibus» 1-2 December 2012, 100 settlements, 43 of the RF subject, 1,500 respondents, the statistical error of – 2.3%. [Electronic resource]. - Mode of access: http://bd.fom.ru/pdf/d48ypn12.pdf 2. Perspectives of civil society in Russia. Levada Center. 2011. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.levada.ru/sites/default/files/ levada_civil_society_2011_report.pdf 3. Foundation «Public Opinion» «State of everyday corruption in the Russian Federation». [Electronic resource]. - Mode of access: http://fom.ru/uploads/files/doklad.pdf; «Predisposition residents Ulyanovsk region to commit acts of corruption (materials of sociological research)». Ulyanovsk in 2010. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.anticorrupt-ul.ru/attfiles/predraspol_apr2010.pdf 17 июня 2014 г. Гуманитарные и социальные науки 2014. № 3 259
Дата публикации: 29-08-2014, 12:06

Сайт «Всё о коррупции в России» (Everything about corruption in Russia) зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 56587 от 26 декабря 2013 года. Учредитель: АНО «НИИ проблем коррупции». Редактор: Алексей Смирнов. Адрес редакции для почты: 142701, МО, Видное, ПЛК д.3, а/я 1200.
E-mail:korrossia@yandex.ru

Лица, являющиеся источником информации, несут полную ответственность за точность приведенных фактов.Все права на материалы, опубликованные на сайте www.korrossia.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов www.korrossia.ru активная ссылка на источник обязательна. Рекламируемые товары и услуги подлежат обязательной сертификации. Материалы с пометками «На правах рекламы» публикуются на коммерческой основе. {links1}{links2}{links3}