» » » ЦКАД не останется без коррупционных преступлений

ЦКАД не останется без коррупционных преступлений

Стоимость строительства километра Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) превысит миллиард рублей. Первый участок ЦКАД протяженностью 49,5 км государственная компания «Автодор» оценивает в 52,3 млрд. руб. Ранее Федеральное дорожное агентство («Росавтодор») сообщало, что средняя стоимость километра дороги в России составляет от 68 млн до 600 млн рублей. Но ЦКАД, как поясняют государственные заказчики, – дорога непростая, поэтому и цена на нее особенная. 

Государственная компания «Автодор» объявила открытый одноэтапный конкурс на право заключения долгосрочного инвестиционного соглашения по строительству, содержанию и ремонту первого участка ЦКАД. 

Речь идет о четырех полосах движения протяженностью 49,5 км, которые пройдут по территории городского округа Домодедово, Подольского района Московской области, Троицкого административного округа Москвы и Наро-Фоминского района Московской области. 
Строительство стартует в 2014 году и продлится до 2018-го. Общая стоимость проекта – 52,3 млрд руб., из которых 45,6 млрд руб. – государственное финансирование. Помимо самой трассы, будут также возведены четыре развязки, 14 мостов, 24 путепровода и три эстакады. Расчетная скорость движения по трассе составит 140 км/час.

Выходит, 1 км ЦКАД будет стоить более 1 млрд руб., 1 погонный метр – более 1 млн руб. Цена неожиданная, ведь ранее глава «Росавтодора» Роман Старовойт, казалось, пролил свет на стоимость дорожного строительства в России. «Средняя стоимость строительства 1 километра автодорог в России колеблется от 100–120 миллионов рублей для дорог третьей категории и до 200–600 миллионов рублей для дорог первой категории», – цитировали Старовойта информагентства. 

Причем получалось, что эти суммы учитывают все необходимое благоустройство территории. Потому что, как пояснял Старовойт, если исключить из стоимости налоги и затраты на подготовку земель, 1 км многополосной трассы обойдется примерно в 68 млн руб. (см. «НГ» от 06.11.13). 
«НГ» обратилась в госкомпанию с просьбой разъяснить, почему стоимость ЦКАД не соответствует ориентирам «Росавтодора». В пресс-службе госкомпании подчеркнули, что нельзя сравнивать стоимость масштабного проекта в густонаселенном районе – Московской области – со средними цифрами по России. 

«Что касается стоимости 1 километра ЦКАД, то подготовка территории строительства в Московской области включает в себя выкуп дорогостоящих земель, а также большой объем переноса коммуникаций и меры по защите экологии, – пояснили в «Автодоре». – Всего на первом строительном участке первого пускового комплекса предстоит переустроить 206 инженерных коммуникаций, в том числе 92 кабеля связи, 75 высоковольтных линий электропередачи, 32 газопровода различного типа, два нефтепродуктопровода, три коммуникации на пересечении с железной дорогой и т.д.». 

Как сообщили «НГ» госзаказчики, данный участок ЦКАД будет проходить преимущественно по территории с плотной застройкой. Более того, выяснилось, что «ЦКАД строится с нуля параллельно автодороге А107, и только на пятом пусковом комплексе протяженностью 87,7 километра будет проведена полномасштабная реконструкция автодороги А107». Хотя, заметим, ранее из заявлений чиновников можно было сделать совершенно иной вывод – что ЦКАД в основном пройдет по уже имеющимся трассам. 

Особое внимание при строительстве ЦКАД будет уделяться вопросам экологии. «Для минимизации воздействия дороги на окружающую среду и соблюдения норм по уровню шума около населенных пунктов требовались дорогостоящие проектные решения, – обращают внимание в «Автодоре». – Проект предусматривает мероприятия, снижающие последствия негативного воздействия на окружающую среду: устройство специальных искусственных сооружений – экологических переходов для животных (экодуков), установку шумозащитных экранов и шумозащитного остекления в местах с повышенным уровнем шумового воздействия, создание сооружений для очистки ливневых стоков с поверхности автодороги». 

Опрошенные эксперты соглашаются с тем, что выкуп земель под строительство действительно может раздуть сметы. «Не секрет, что скупка земель на месте предполагаемого производства строительных работ является обычной бизнес-практикой, чтобы потом получить прибыль за счет продажи государству. В некоторых местах это может вылиться в десятки и сотни миллионов рублей, потому что земля стоит дорого, а людям нужно предоставить равноценное возмещение», – отмечает управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. 

Стоит, правда, уточнить, что далеко не всегда выкуп земель осуществляется у бизнес-предприятий, не исключены и схемы выкупа земли фактически у заинтересованных чиновников, заполучивших заранее эти территории в свое владение. Расходы могут увеличиться из-за сложностей по возведению мостов и развязок, согласования строительства и необходимости идти на преференции местным властям, добавляет Ковжаров. 

При этом некоторые эксперты считают, что далеко не все косвенные расходы уместно закладывать непосредственно в смету строительства дороги. «Например, если речь идет о переносе жилых зон вокруг будущей трассы, это уже вопрос иного порядка, который напрямую к строительству не относится. Подобные мероприятия не должны учитываться в цене километра дороги, так как к самой многополосной ЦКАД никак не относятся», – замечает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. 

В Федеральном дорожном агентстве комментировать стоимость строительства ЦКАД отказались, объяснив это тем, что оно не отвечает за данный проект, он находится в ведении госкомпании «Автодор».    
 
Дата публикации: 21-11-2013, 23:37
Популярные статьи раздела

Сайт «Всё о коррупции в России» (Everything about corruption in Russia) зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 56587 от 26 декабря 2013 года. Учредитель: АНО «НИИ проблем коррупции». Редактор: Алексей Смирнов. Адрес редакции для почты: 142701, МО, Видное, ПЛК д.3, а/я 1200.
E-mail:korrossia@yandex.ru

Лица, являющиеся источником информации, несут полную ответственность за точность приведенных фактов.Все права на материалы, опубликованные на сайте www.korrossia.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов www.korrossia.ru активная ссылка на источник обязательна. Рекламируемые товары и услуги подлежат обязательной сертификации. Материалы с пометками «На правах рекламы» публикуются на коммерческой основе. {links1}{links2}{links3}